Гудаури через крестовый.

Alexx (Алексу экстремальному) посвящается…

                                                                                     Эпиграф: «Для бешеной коровки – 7 верст…»

 

Часть первая. Осетия. 4 марта 2006 г.

Изучив сведения из Интернета и договорившись с жильем в Гудаури (СНО-1),12 человек возраста от 10 до 50 лет  2 марта выехали поездом Москва-Владикавказ на поиски приключений в Грузию. Настроение отличное, информация от Alexxа про перевал самая радужная. Прогноз погоды в Интернете –благоприятный.

А в это время в Интернете –

Крестовый перевал (Новости)

2006-03-03 15:52 N

Движение на участке Гудаури–Коби Военно-Грузинской дороги запрещено для всех видов автомобильного транспорта из-за опасности схода снежных лавин. По прогнозам синоптиков, ситуация продлится по меньшей мере в течении двух дней.

Источник: Грузия Online

 

Опускаю подробности путешествия поездом компании друзей –это было великолепно.

Во Владикавказе встретил Аlexx на обещанном пазике и дал команду ехать на оптовый рынок затариваться. Команду выполнили – мужчины вернулись с ящиком водки и 3-мя упаковками пива, к ужасу женской половины. Водитель Резо, (настоящий мастер своего дела!!!!!- рекомендую) по дороге захватили нескольких местных женщин и одну совсем бабулечку лет семидесяти пяти, и мы рванули в Грузию.

В первый раз остановили на выезде из Владика –ГАИ с автоматами. Проверка документов и пожелание счастливого пути. Предупредили –«Перевал закрыт» «Ничего», сказал Alexx, -«сейчас закрыт, а к вечеру ,возможно, будет открыт»

Далее, на въезде в Дарьяльское ущелье –еще один пост. Местные называют его парикмахерская. По слухам – с российского паспорта –100 руб., с грузинского –200. Нас не стригли – с милицией разбирался и ругался водитель. Едем еще минут 15-20 – и вот она, российская граница. Водитель с alexxом моментально ориентируются, как пробраться в начало очереди, и им это блестяще удается. Граница выглядит очень солидно. Стоят БТРы, много военных, все вооружены, на склонах гор в замаскированных укрытиях мерзнут солдаты с пулеметами.

Спокойные и доброжелательные ребята-пограничники интересуются –«все туристы?» «Да,Да,» -радостно отвечают местные женщины. «И эта женщина тоже?» –показывают на бабулю. «А это наш тренер» – энергично отзываемся мы. Ребята улыбаются и просят пройти в загончик для проверки паспортов. Сначала мужчины ,потом женщины и дети. Строго по одному. В это время в автобусе хозяйничает энергичная собачка-наркоманка, которая так ничего не найдя, грустно идет на свое место.

Процедура окончена минут за 40, нам пожелали счастливого пути и мы тронулись.

 

Часть вторая. Грузия 4 марта 2006 г.

Едем 1,5 км по нейтральной земле. Ущелье сильно сужается, вокруг скалы. Въезжаем на обозначенную 2 шлагбаумами грузинскую таможню. Очень холодно, спрятаться негде. По очереди подходим к строительному вагончику, в котором молодой парень на грузинском заполняет анкеты для получения виз. Работает очень медленно. Дети сильно замерзли. Продрожав еще минут 40,наконец трогаемся. Откупоривается бутылка водки. Не пьянства ради,а сугреву для. Выпивается всей толпой, радостно закусывая печениками.

Едем по изумительной красоты Дарьяльскому ущелью. Дорога шла серпантином, внизу «вился излучистый Дарьял…» Поразило очень древнее маленькое и тесное  укрытие ,вырубленное в скале – для путников, пережидающих непогоду. Ветер крепчает, на небе ни облачка. Въезжаем в Казбеги. Районный центр.

Alexx пытается узнать про состояние перевала. Новости неутешительные - сильный ветер заметает дорогу снегом и чистить ее начнут, когда ветер стихнет. Поступила команда –ночуем здесь. Новость удручающая, ведь у нас всего шесть катальных дней. Времени –16 часов.

 

В это время –на Гудаури.ру:

Крестовый перевал (Новости Гудаури)

2006-03-04 15:50 Stephen

" поздравляю всех прибывающих через Владик!"
Участок Коби- Гудаури закрыт из-за возможности схода лавин. Информация на 16-00.

           

Наши женщины осмотрели гостиницы и признали годной для жилья только интуристовскую на площади. 30 лариков с носа(около 500 руб). В рублях и долларах –не берут. Отпускаем автобус с рюкзакаим и лыжами домой к водителю в соседнее село. Они вместе с Alexxом должны заехать за нами утром. Меняем ларики по заниженному курсу –1 доллар=1.6 лари и расплачиваемся за гостиницу. Мы в ней –единственные.

Поесть можно рядом в хинкальной, но к этому времени там еда уже закончилась. Идем в магазин, набираем кучу еды, причем у нас с удовольствием берут рубли. Устраиваем пир, пьем водку, пиво, сок и молоко и поем песни. Рассчитываем утром уехать и покататься. Сладко спим в отличных условиях с видом на Казбек под жуткое завывание ветра. Утром ветер не стих. Изрядно обеспокоенные, пытаемся позвонить водителю. У водителя выключен телефон, и известий про перевал никаких. Мужчины на попутке едут в соседнее село и застают спокойного водителя, который чинит свою машинку и не торопиться. А зачем - перевал все равно закрыт, откроют -поедем, в общем отдыхайте. Как  объяснил Alexx- менталитет у них такой. Они никуда не торопятся.

Мужчины привезли водителя с автобусом и вещали ,после чего мы немного успокоились и пошли гулять по Казбеги и фотографировать местные достопримечательности. Народ живет тяжело. Весь бизнес приходится на лето- приезжает много туристов на богослужение в храм. Зимой –пустота. Много молодежи. По русски почти не говорят. Относятся очень радушно. Раньше в Казбеги были огромные огурцовые теплицы, которые работали на российском газе и снабжали огурцами всю страну. В связи с ограничением количества газа бизнес угас. Во второй половине дня ветер стал стихать и перевал начали чистить. А у нас к этому времени заболела наша самая маленькая горнолыжница 10 лет, видимо основательно замерзнув на таможне.

Часть третья. Грузия. Крестовый.

В 16-30, одев цепи на автобус, начали движение в сторону перевала. Нам необходимо было преодолеть 25 км ,и мы в Гудаури. Вперед!

Не доезжая до Коби мы оценили работу ветра –только что прочищенную дорогу начало заметать на глазах. На первом же подъеме уперлись в колонну машин .Это были армянские перегонщики.

Про них надо сказать отдельно. Армяне перегоняют колонну машин – примерно 70-80 единиц. Газели, Уазы, девятки и нивы. Ни одна из этих машин не оснащена ни лопатой, ни цепями. Для такой дороги это просто катастрофа. Армяне гонят все это добро из России, через всю  Грузию и Армению и в итоге продают в Иран. Платят за такой перегон водителю –ВНИМАНИЕ! – 1000 руб!!! Круто?  

Водитель взял с собой еще 2 мужчин и до этого мы недоумевали –зачем? Потом вопрос отпал сам собой. Как только возникало препятствие на дороге, мужики и наш друг Alexx вылетали из автобуса и шли расталкивать все, что мешало нашему движению, причем весьма эффективно. Только мы обогнали колонну армянских газелей, как вновь уперлись в хвост машин. Оказывается, на дорогу сошла небольшая лавина и перегородила весь путь. Все мужчины, захватив лопаты, ринулись на очистку дороги. Там было уже человек 30. Совместными усилиями дорогу разгребли минут за 40 и двинулись дальше. В автобусе было довольно прохладно, но нам очень повезло, что с нами ехали 2 грузинских альпиниста, чемпионы Грузии, которые возвращались с зимнего восхождения. Экипированы ребята были отлично и поделились с нашими девчатами теплыми вещами. Это было замечательно, потому что у малышки температура была уже 39. Водка шла в дело полным ходом. По приезде одна из наших спутниц созналась, что детям втихаря тоже немножко налила –чтобы не замерзли. Проехав через Коби и отъехав от него не более 500 м ,встали плотно, упершись в хвост уходящих за горизонт автомобилей. Очередь к шлагбауму. Перевал закрыт. Сзади нас, сколько хватает взгляда -  вереница автомобилей, забившая всю дорогу. Назад пути нет. Впрочем, вперед тоже. Час спустя, когда уже стемнело, пошли легковые джипы и нивы. Огоньки скрылись в темноте. За ними пустили несколько КамАЗов. Зрелище было –как на ладони. КАМАЗы прошли метров 800 и застряли. К ним поехал джип дорожной полиции, чтобы на месте решить, что делать. Для вытаскивания КамАЗов был вызван Газ-66, и дело пошло на лад. И таким образом, наш многострадальный автобус ,продвигаясь со скоростью 5 метров в час к 12 ночи подполз к шлагбауму. К этому моменту народ уже одел вынутые из рюкзаков теплые вещи, спел какие мог песни, причем некоторые –по-грузински, немного потанцевал в автобусе. Водку пить перестали –надоело, зато со страшной силой веселили как могли нашу больную малышку, рассказывая ей приличные и неприличные анекдоты. Наблюдали, как проходят перевал армянские Уазики – у каждого на хвосте (пардон, на веревке) болталась девятка, которую они волокли за собой. Наконец нас выпустили на перевал. По дороге преодолевается 5 тоннелей и одна лавинная галерея. В одном из тоннелей застряли 3 КамАЗа. Ну а мы –за ними. Тоннель длинный, дышать нечем. Водитель и Alexx  побежали выяснять в чем дело. Оказалось, что у Газ-66, который таскал КАМАЗы, кончился бензин… Благодаря нашим энергичным провожатым, КАМАЗы вытолкнули из тоннеля и наш автобус двинулся вперед. Опускаю подробности заталкивания в закипевший радиатор сосулек со стенок тоннеля и небольшой ремонт двигателя на ходу. В итоге, тронувшись от Коби в 17 часов, мы были в Гудаури в 2 часа ночи .Этот участок пути составлял 20 км. Кстати, по предыдущим отчетам это совсем не рекорд.

Я пишу так подробно, чтобы едущие через Крестовый представляли ,с чем могут столкнуться и были морально готовы.

Мои рекомендации

1.     С пониманием относится к работе дорожной службы. Просто так перевал не закрывают никогда, и ,поверьте, это не дурь и не произвол. Это делается ТОЛЬКО ИЗ СООБРАЖЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

2.     На компанию 12 человек иметь с собой ящик водки. Не пригодится по дороге – будет радостно принят в виде презентов в Гудаури. Там очень уважают осетинскую водку.

3.     Серьезно отнестись к экипировке.Одеваться ТЕПЛО. Хотели обидеться не Alexxа, что он нас об этом не предупредил, но посмотрели, как он был одет сам, и все претензии отпали.Alexx!!!!!!Береги себя! Ты у нас один –ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ!!!

4.     Ехать через перевал только с Alexxом. (см. Гудаури.ру) Он вас хоть тушкой, хоть чучелом, но в Гудаури доставит!!!! Так оно с нами и получилось.

Часть четвертая. Гудаури

Все наше дальнейшее пребывание напоминало сказочный сон.

 (про Сно-инн1 можно посмотреть здесьhttp://tsey-ski.narod.ru/photoalbum_sno1.html)

 Чудесный, уютный коттедж СНО-ИНН-1, две заботливые и внимательные хозяйки –Манана и Мадонна, изумительная кормежка, имевшая 3 характерных признака

- нечто типа шведского стола из национальных блюд ,но с обслуживанием

- каждый день –замечательная выпечка, причем без повторения блюд

- добавка не кончалась никогда!!!

Нам  досталось 5 катальных дней -2 солнечных, два снежно-туманных и один –солнечно –облачный. Все они были великолепны. Я опускаю подробности катания в Гудаури –о нем все поют дифирамбы и я искренне к ним присоединяюсь. Имея большой опыт катания – Кольский, Славское (Карпаты), Урал, Приэльбрусье, Цей , Домбай, Кр. Поляна, Гудаури, могу заявить с полной ответственностью – в нашем бывшем советском союзе курорта лучше Гудаури (он был открыт в 1985 году) нет. И мы воочно убедились ,что не смотря на развал союза, Гудаури в хороших, надежных руках наших грузинских братьев. Очень хочется пожелать успеха им в развитии этого удивительного  края и быть его гостями еще и еще!

Наш фотоальбом!!! - http://foto.mail.ru/mail/maxaon4ik/Gudauri/

Часть пятая . Обратно через Крестовый.

Да ,друзья мои. Мы это сделали. Восемь человек из нашей команды решили вернуться в Москву самолетом, а наша семья, четверо –обратно ,во Владик ,на поезд. Проблема была в том ,что после нашего приезда в Гудаури пошел снег ,а в Осетии – ураган, и перевал опять закрыли. Поэтому у нас было 4 варианта эвакуации.

- самолетом , как все .  по 200 долларов на нос + трансфер.Но это был самый последний вариант

- вертолетом через перевал до Коби, затем машиной. Вертолетчики сообщили,что час полетного времени стоит 1900 ДОЛЛАРОВ (Класс???), поэтому 15 минут до Коби будет стоить сами посчитайте сколько

- машиной, если перевал откроют

- ну и самый гениальный вариант предложенный и опробованный Alexxом уж неоднократно – подъем на канатке до верха, затем подъем пешком на соседнюю вершину (около 2 часов) и оттуда –спуск по целине порядка 9 км – почти до Коби. И уж поверьте мне ,были бы мы нормально экипированы – точно бы согласились. К сожалению, у нас были 2 рюкзака, сумка и гитара, и этот набор вещей не оставил нам шансов заполучить такое изумительное приключение. Но все равно, Alexx экстремальный, спасибо  тебе за предложение и доверие.

В итоге, ночью прервал открыли и мы как птицы долетели на мицубиси поджеро до границы. Спасибо за это  нашим замечательным хозяюшкам!

Эпилог

На Гудаури.ру

Состояние Крестового перевала (Новости)

2006-03-11 19:27 Alexx

Сегодня вернулся из Гудаури. Проводил группу Макнайта в Тбилиси и еще одну группу, которая поделилась на 2 части - одна возвращается через Тбилиси, вторая все-таки через Владикавказ. Вчера (10.03) в 8 вечера дорогу открыли. Правда пока дорога работает с перерывом с 12-00 по 17-00 по Тбилисскому времени из-за опасности схода лавин в теплое время суток.

 

 

О.Товбина, Tovbina@land.ru  

На Гудаури.ру – Triniti.   

Triniti@yandex.ru

 

Hosted by uCoz